Членство в Европейском союзе и НАТО останется краеугольным камнем внешнеполитической стратегии Литвы, Латвии и Эстонии.
Трения внутри атлантического альянса, а также политическая раздробленность в Европе по-прежнему представляют собой угрозу для стран Прибалтики, поскольку их безопасность напрямую зависит от международных альянсов.
Хотя членство в НАТО является важным фактором, препятствующим формальному вторжению, балтийские страны остаются под ударом других форм агрессии, в том числе кибератак и дезинформационных кампаний. <
Трения внутри Североатлантического альянса и разобщенность стран Европы представляют угрозу для государств Прибалтики, считают аналитики Стратфор. По их мнению, несмотря на фактическую защиту со стороны НАТО, балтийские страны могут оказаться жертвами таких действий, как дезинформационные кампании и кибератаки. 2018 год носит для прибалтийских республик Литвы, Латвии и Эстонии символическое значение, поскольку знаменует столетие их независимости от Российской империи. Прошедший век оказался для прибалтийской троицы более чем непростым, потому что за недолгой независимостью быстро последовала оккупация — сперва нацистская, а затем советская. На полвека все три республики попали под гнет СССР, обретя независимость лишь в период с 1990 по 1991 год. Когда я посетил Прибалтику в прошлом месяце, я не мог отвязаться от мысли, что последние несколько лет, вероятно, были лучшими за все их независимое существование: никогда прежде они не были столь же процветающими, столь же демократичными и столь же открытыми всему миру. Тем не менее, полностью призраки прошлого не исчезли, и страны Прибалтики вновь взирают на окружающий их мир с беспокойством.
Общая картина
Прибалтийские государства Эстония, Латвия и Литва процветают как никогда, пожинают плоды демократии спустя 25 лет после обретения независимости от Советского Союза. Но их беспокоит растущее стремление России самоутвердиться — ведь трения между Москвой и Западом могут повлиять на их безопасность.
Угроза у порога
Прислушиваясь к чиновникам правительства, ученым, бизнесменам и экспертам из Прибалтики, быстро замечаешь одну стержневую тему: Россия по-прежнему повсеместно считается угрозой. Этот страх имеет причины исторические и географические, поскольку Литва, Латвия и Эстония — страны небольшие по площади, имеют плоский ландшафт и легко завоевываются. Их положение на побережье Балтийского моря и стратегическое расположение на перекрестке европейского, скандинавского и российского рынков сделали эти земли привлекательными для захватчиков — что объясняет, почему они столько веков провели под иностранным владычеством. И если в прошлом Прибалтику покоряли региональные гегемоны, такие как Германия и Швеция, то свежайшие воспоминания, очевидно, коренятся в послевоенной советской оккупации.
В конце 1990-х и начале 2000-х для региона настала долгожданная передышка: все три прибалтийских государства присоединились к Европейскому союзу и НАТО, а Россия — впервые за десятилетия — вела себя не столь агрессивно, как прежде. Но российско-грузинская война 2008 года и особенно российская аннексия Крыма и поддержка Кремлем сепаратистских сил на востоке Украины в 2014 году возродили к жизни традиционные страхи Прибалтики: боязнь российской агрессии. Страхи эти не обязательно подразумевают непосредственную угрозу вторжения, но включают в себя и другие формы агрессии: кибератаки, дезинформационные кампании и поддержку групп, ведущих подрывную работу.
В последние годы прибалтийские государства значительно увеличили военные расходы и постарались снизить свою зависимость от российской энергетики. Тем не менее, значительную долю своего природного газа они по-прежнему импортируют из России, равно как и ведут с ней обширную торговлю. В то же время российские деньги присутствуют в их банковских секторах — а в Эстонии и Латвии этнические русские к тому же составляют около четверти населения. И хотя членство в НАТО формально защищает регион от любого военного вторжения, лидеров стран Прибалтики волнуют проблемы предотвращения и сдерживания других форм потенциальной агрессии — экономической, политической и социальной.
Распри между друзьями
Вопросы о намерениях России тесно переплетены со второй проблемой Прибалтийского региона: стабильностью атлантического альянса. Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США породила некую неопределенность, особенно после того, как он раскритиковал военные расходы Европы как недостаточные и, по крайней мере, на некоторое время, всколыхнул сомнения о верности Белого дома принципу коллективной обороны НАТО. Но поступки Америки куда важнее ее заявлений — а реальность заключается в том, что Соединенные Штаты по-прежнему заботятся о безопасности Прибалтики. Так, истребители США остаются неотъемлемой частью миссии НАТО по патрулированию воздушного пространства региона, а американские военнослужащие США регулярно участвуют в военных учениях.
В начале сентября Трамп даже заявил, что Белый дом рассматривает возможность создания постоянной военной базы в Польше. Даже если эта идея так и не воплотится в жизнь, уже сами размышления недвусмысленно говорят о поддержке региона. Это отнюдь не значит, что отношения между Европой и США можно назвать безоблачными. На самом деле, отношения между США и Германией с той поры, как Трамп вступил в должность, заметно ухудшились: Белый дом осудил значительный излишек Берлина в двусторонней торговле, а также обвинил его в том, что тот недостаточно тратит на оборону. Эта перепалка ставит Прибалтику в неловкое положение, поскольку их главный военный союзник США закатил спарринг с основным экономическим и политическим партнером — Германией.
Кроме того, Германия ведет неоднозначную внешнюю политику в отношении России. С одной стороны, Берлин возглавил экономические и политические санкции против Москвы из-за конфликта на Украине, а с другой — защищает спорный проект трубопровода «Северный поток — 2», по которому российский природный газ будет качаться в Германию через Балтийское море в обход Украины. Немецкие официальные лица настаивают на том, что «Северный поток — 2» — проект сугубо экономический, но история научила Прибалтику скептически относиться к любым пактам между Берлином и Москвой.
Есть дополнительные факторы, усложняющие ситуацию для правительств Литвы, Латвии и Эстонии. Во-первых, пусть отношения между Прибалтикой и Европейским союзом в целом хорошие, но о некоторых из их союзников этого уже не скажешь. Польша и Румыния разделяют настороженность прибалтийской троицы в отношении России, а также стремление снизить зависимость региона от российской энергетики и поддерживать как можно более активное участие НАТО в регионе, но Варшава — и, в меньшей степени, Бухарест — попали под давление Европейской Комиссии из-за недовольства Брюсселя несоблюдением верховенства закона.
Брюссель пригрозил странам, не уважающим общие принципы и ценности, урезать средства на развитие и сельскохозяйственные субсидии. По предложению же французского правительства следующий этап континентальной интеграции может включать в себя уже не весь блок, а более узкую группу стран. Даже если Литву, Латвию и Эстонию эти инициативы не коснутся напрямую, потенциальный разлад в отношениях между основными союзниками Прибалтики лишь усилит их чувство незащищенности.
Наконец, озабоченность в регионе вызывает Брексит — Великобритания является ключевым союзником в сдерживании России и часто выступает в роли посредника между США и Европой. Разумеется, Великобритания покидает лишь Европейский союз, а не НАТО, к тому же Лондон хочет сохранить с континентом тесные связи в сфере обороны и безопасности, но развод страны с Брюсселем усугубляет проблемы в политической, экономической и военной структурах, которые сохранили Прибалтику в целости и невредимости вот уже два десятилетия.
Надежды и страхи
Эта сложная геополитическая среда создает для Прибалтики одновременно ряд проблем и новых возможностей. Среди вызовов следует особо отметить тот факт, что Россия может обернуть напряженность внутри Европы, а также трения между Европой и США, в свою пользу. Кремль считает так: коли развалить НАТО и, в меньшей степени, Евросоюз, Москве не по силам, надо позаботиться о том, чтобы они оставались как можно более расколотыми и России не угрожали.
Вместе с тем у Прибалтики есть возможность использовать эту напряженность для привлечения американского внимания к региону, например, в рамках инициативы «Три моря». Это дискуссионный форум для 12 государств Балтийского, Черного и Адриатического морей, созванный в 2016 году. Его цель — активизировать в регионе экономическое и политическое сотрудничество, особенно в том, что касается инфраструктурных проектов. Группа с самого начала искала американского одобрения. На прошлогоднем саммите почетным гостем выступил Дональд Трамп, а в этом году на нем присутствовал министр энергетики США Рик Перри (Rick Perry).
Доселе Америка поддерживала форум больше символически, но Германия все сильнее беспокоится, как бы он не лег в основу прямого сотрудничества между США и центральной и восточной Европой, в обход Европы западной. Министр иностранных дел Германии Хайко Маас (Heiko Maas) почтил своим присутствием саммит этого года, отметив, что Берлин хотел бы официально присоединиться к группе. Этот запрос — напоминание о том, что Германия по-прежнему является центрально-европейской державой, чьи интересы простираются как на восток, так и на запад континента.
Любопытно будет проследить за развитием дискуссии о том, принимать ли Германию в члены или нет. Участие Германии повлечет за собой политическую поддержку и финансирование инфраструктурных проектов (в конце концов, участники форума — малые страны, которые будут рады каждому грошу), но также даст Берлину право определять повестку дня в регионе. Действия Германии представляются особым вызовом Польше, которая стремится укрепить собственную сферу влияния в центральной и восточной Европе.
С тех пор, как Литва, Латвия и Эстония объявили о своей независимости, прошло сто лет, но их внешние проблемы — равно как и стратегии — в 2018 году мало отличаются от 1918 года. Для маленьких стран, окруженных могучими соседями, заключить как можно больше альянсов — жизненная необходимость. Членство в НАТО и ЕС остается краеугольным камнем их внешней политики, равно как и сохранение заинтересованности в региональных делах со стороны США (которых они считают главнейшим гарантом их безопасности). Точно так же угрозу их безопасности представляют собой трения внутри атлантического альянса и политическая раздробленность в Европе. Перед лицом таких проблем прибалтийские государства продолжат развивать как можно больше политических, экономических и военных партнерств, дабы гарантировать, что выстраданная независимость станет в их тревожной истории нормой, а не исключением. Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
|