Завершилась научно-исследовательская работа (НИР) по комплексному анализу работы морской транспортно-технологической системы платформы "Приразломная" – проекта "Газпром нефти" по добыче первой российской нефти на шельфе. Результаты масштабной работы, выполненной "Крыловским государственным научном центром" (КГНЦ) по заказу "Газпром нефть шельфа" – дочерней компании "Газпром нефти", позволили смоделировать и исследовать транспортное обеспечение "Приразломной" до 2038 года.
"Газпром нефть" уделяет особое внимание обеспечению эффективности, а также экологической и промышленной безопасности средств разработки Приразломного месторождения – и учитывает условия тяжёлого льда, в которых ведется добыча нефти. Так, целью выполненного исследования стал поиск путей повышения эффективности и безопасности транспортной системы платформы при выходе на запланированные в 2021–2024 годах темпы добычи около 5 млн т в год.
Для выполнения НИР специалисты КГНЦ разработали уникальный инструмент – компьютерную имитационную модель, позволяющую учитывать множество технических деталей, физических и логистических процессов, максимально приближая модель к реальным условиям. На основе созданного программного инструмента была смоделирована работа различных конфигураций транспортной системы на период всего цикла добычи нефти на платформе. В ходе исследований было выполнено более 12000 имитационных "прогонов" работы системы до 2038 года, что потребовало более 3000 часов машинного времени.
Столь масштабное исследование работы объектов арктической шельфовой техники на основе дискретно-событийного и агентного имитационного моделирования выполнено впервые в мировой практике. Результаты выполненной НИР позволили разработать комплекс улучшений по технической и организационной составляющим процессов взаимодействия судов с платформой.
"Прогнозирование перспективных зон развития – неотъемлемая часть проекта по освоению Приразломного месторождения. И именно транспортная система играет одну из ключевых ролей в функционировании платформы, расположенной на Арктическом шельфе. Здесь ледовая обстановка значительно влияет на процесс отгрузки нефти и морскую логистику в целом, поэтому моделирование возможных событий и действий даёт нам максимально верные ориентиры при внедрении новых инициатив по повышению эффективности и безопасности работы „Приразломной“", – сказал Геннадий Любин, генеральный директор "Газпром нефть шельфа".
В настоящее время "Приразломное" является единственным проектом на российском арктическом шельфе, где ведётся промышленная добыча нефти. Промышленная разработка месторождения начата в декабре 2013 года. Новый сорт нефти ARCO впервые поступил на мировой рынок в апреле 2014 года. Недропользователем проекта является "Газпром нефть шельф", дочерняя компания "Газпром нефти".
Приразломное нефтяное месторождение открыто в 1989 году и располагается в Печорском море в 60 км от берега. Извлекаемые запасы нефти превышают 70 млн тонн. Для его разработки создана морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) "Приразломная". Она рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, отвечает самым современным требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки.
Все скважины, эксплуатируемые на месторождении, находятся внутри платформы – её основание одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Глубина моря в районе месторождения – 20 м. Кроме того, установленное на скважинах оборудование позволяет предотвратить возможность неконтролируемого выброса нефти или газа. Система хранения нефти на платформе предусматривает "мокрый" способ размещения сырья в резервуарах, что исключает попадание в емкости кислорода и образование взрывоопасной среды.
Отгрузочная линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки, которая срабатывает мгновенно. Рядом с платформой несут постоянное аварийное дежурство специализированные ледокольные суда, оборудованные новейшими комплексами нефтесборного оборудования.
"Приразломная" работает в соответствии с принципом "нулевого сброса": использованный буровой раствор, шлам и другие технологические отходы закачиваются в специальную поглощающую скважину.
Доступен для чтения новый номер журнала "Нефть России" в полном объёме.
Ситуацию в российской нефтяной отрасли можно назвать весьма неопределённой. С одной стороны, она в последние годы демонстрирует рекорды по объёмам добычи. Наконец-то удалось обеспечить воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Низкие цены на углеводороды оказали серьёзное воздействие на реализацию морских нефтегазодобывающих проектов. Падение котировок стало причиной жёсткого курса добывающих компаний на сокращение издержек, что негативно повлияло на нефтесервисных игроков, а также производителей промыслового оборудования. Однако с начала 2017 года этот бизнес быстро восстанавливается. Одобрена реализация нескольких крупных проектов. В период 2018-2021 годов прогнозируется пуск в эксплуатацию целой обоймы новых мощностей по добыче нефти и газа на морских акваториях.
|